Система питания топливом
Система питания топливом обеспечивает очистку топлива и равномерное распределение его по цилиндрам двигателя строго дозированными порциями. На двигателях КамАЗ применена система питания топливом разделенного типа.
Принципиальная схема системы питания топливом показана на рис. 35. Топливо из бака 1 через фильтр грубой очистки 2 засасывается топливоподкачивающим насосом и через фильтр тонкой очистки 17 по топливопроводам низкого давления 3, 9, 15, 21 подается к топливному насосу высокого давления; согласно порядку работы цилиндров двигателя насос распределяет топливо по трубопроводам 6 высокого давления к форсункам 5. Форсунки распыляют и впрыскивают топливо в камеры сгорания. Избыточное топливо, а вместе с ним и попавший в систему воздух через перепускной клапан топливного насоса высокого давления и клапан-жиклер фильтра тонкой очистки по дренажным топливопроводам 16 и 18 отводятся в топливный бак. Топливо, просочившееся через зазор между корпусом распылителя и иглой, сливается в бак через сливные топливопроводы 4, 14, 20.
Система питания топливом разделенного типа включает в себя:
- Топливный насос высокого давления - предназначен для подачи в цилиндры двигателя КамАЗ в определенные моменты времени строго дозированных порций топлива под высоким давлением;
- Фильтр грубой очистки топлива - предварительно очищает топливо, поступающее в топливоподкачивающий насос низкого давления;
- Фильтр тонкой очистки топлива - окончательно очищает топливо перед поступлением в топливный насос высокого давления;
- Топливный насос низкого давления предназначен для подачи топлива от бака через фильтр грубой и тонкой очистки к впускной полости насоса высокого давления;
- Форсунка двигателя закрытого типа с многодырчатым распылителем и гидравлически управляемой иглой;
- Муфта опережения впрыскивания топлива изменяет начало подачи топлива в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя;
- Топливопроводы подразделяются на топливопроводы низкого 392... 1961 kПa (4... 20 кгс/см2) и высокого более 19614 kПa (200 кгс/см2) давления. Топливопроводы высокого давления изготовлены из стальных трубок, концы которых выполнены конусообразными, прижаты накидными гайками через шайбы к конусным гнездам штуцеров топливного насоса и форсунок. Во избежание поломок от вибрации топливопроводы закреплены скобками и кронштейнами;
- Топливный бак;
- Электромагнитный клапан;
- Факельные свечи электрофакельного пускового устройства.
Привод управления подачей топлива механический, с телескопическим толкателем, состоит из педали, тяг, рычагов и поперечных валиков. Предусмотрен также ручной привод подачи топлива и останова двигателя.
Рис. 35. Схема питания двигателя топливом: 1 - бак топливный; 2 - фильтр грубой очистки топлива; 3 - трубка топливная подводящая к насосу низкого давления; 4 - трубка топливная дренажная форсунок левых головок; 5 - форсунка; 6 - трубка топливная высокого давления; 7 - насос топливоподкачивающий низкого давления; 8 - насос топливоподкачивающий ручной; 9 - трубка топливная отводящая насоса низкого давления; 10 - насос топливный высокого давления; 11 - клапан электромагнитный; 12-трубка топливная к электромагнитному клапану; 13 - свеча факельная; 14 - трубка топливная дренажная форсунок правых головок; 15 - трубка топливная подводящая ТНВД; 16 - трубка топливная отводящая ТНВД; 17 - фильтр тонкой очистки топлива; 18 - трубка топливная фильтра тонкой очистки топлива; 19 - тройник крепления топливных трубок; 20 - трубка топливная сливная; 21 - топливопровод к фильтру грубой очистки; 22 - труба приемная с фильтром
Характеристика топливной аппаратуры
Насос топливный высокого давления
Модели |
мод. 33-01 |
мод. 334 |
Порядок работы секций |
8-4-5-7-3-6-2-1 |
|
Направление вращения кулачкового вала (со стороны привода) |
правое |
|
Диаметр плунжера, мм |
9 |
|
Ход плунжера, мм |
10 |
|
Номинальная цикловая подача, мм3/цикл |
76 |
96 |
Номинальная частота вращения кулачкового вала, мин-1 |
1300 |
|
Частота вращения кулачкового вала насоса при упоре рычага управления |
||
при полном выключении регулятором подачи топлива через форсунки |
1480... 1555 |
|
в начале выключения регулятором подачи топлива через форсунки |
1335... 1355 |
|
Угол начала подачи топлива восьмой секцией насоса до оси симметрии кулачка |
42... 43° |
|
Чередование начала подачи топлива по углу поворота кулачкового вала |
(0-45-90-135-180-270-315)° |
|
Максимальное усилие на рычаге управления регулятором при номинальном режиме работы насоса на плече 50 мм, Н (кгс) |
127,5 (13) |
Топливный насос высокого давления рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от плюс 50 до минус 50 °С и относительной влажности воздуха до 98 % при плюс 35°С.
Насос топливоподкачивающий низкого давления
Диаметр поршня, мм |
22 |
Ход поршня, мм |
8 |
Номинальная подача при частоте вращения кулачкового вала 1290... 1310 мин-1, |
2.5 |
Давление, создаваемое топливоподкачивающим насосом при закрытом |
392 (4) |
Форсунка
Модели |
мод. 33 |
мод. 271 |
Количество распиливающих отверстий |
4 |
|
Диаметр распыливающих отверстий, мм |
0,300... 0,308 |
0,32 |
Ход иглы распылителя, мм |
0,25... 0,30 |
|
Давление начала подъема иглы, МПа(кгс/см2): |
||
при эксплуатации первоначальное |
20 (200) |
>21,5 (215) |
при заводском регулировании |
22,0... 22,7 |
23,5... 24,2 |