Эксплуатация автомобилей КамАЗ

Эксплуатация автомобиля КамАЗ в холодный период времени

Подготовка автомобиля к движению

Не допускайте большой частоты вращения коленчатого вала двигателя сразу после пуска — прогрейте двигатель при частоте вращения коленчатого вала 1300—1600 мин-3 до температуры охлаждающей жидкости 45 °С. После этого можно начать движение.  Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 13 с

  1. Помните, что для начального периода эксплуатации нового автомобиля КамАЗ установлен обкаточный пробег 1000 км, во время которого применяйте щадящие режимы эксплуатации: 
    • не превышайте скорость движения более 50 км/ч; 
    • эксплуатируйте автомобиль только на дорогах с твердым покрытием и укатанным грунтовым дорогам, не имеющих крутых или затяжных подъемов; масса перевозимого груза автомобилем должна быть не более 75 % от номинальной. 
  2. При эксплуатации автомобиля КамАЗ используйте дизельное топливо по ГОСТ 305—82. Марки топлива, смазочных материалов и эксплуатационных жидкостей, рекомендуемые заводом, приведены в приложениях 2 и 3. 
  3. Не начинайте движение автомобиля, пока не погаснут предупредительные сигналы падения давления воздуха в пневмоприводе тормозной системы и не прекратится гудение зуммера. 
  4. Движение автомобиля начинайте только после прогрева двигателя до температуры охлаждающей жидкости не менее 40 °С.
  5. Не отключайте аккумуляторные батареи выключателем батарей при работающем двигателе.
  6. При свечении сигнальной лампы на шкале указателей давления масла и температуры жидкости, свидетельствующем об аварийном падении давления в смазочной системе двигателя и аварийном перегреве охлаждающей жидкости, немедленно остановите двигатель, найдите и устраните неисправность. 
  7. Следите за сигнализацией засоренности воздухоочистителя и масляного фильтра: в случаях срабатывания сигнализатора засоренности или постоянного свечения предупредительного сигнала в блоке контрольных ламп обслужите фильтроэлементы. 
  8. Не блокируйте межосевой и межколесный дифференциалы в момент буксования колес и при движении по дорогам с твердым покрытием и сухим грунтовым дорогам: это может привести к поломкам деталей. 
  9. Помните, что максимальный крутящий момент (предельное тяговое усилие) двигатель развивает при частоте вращения коленчатого вала 1600 - 1800 мин-1. Снижение частоты вращения коленчатого вала от нагрузки вызывает потери мощности и требует дополнительных затрат энергии на разгон автомобиля. При движении на затяжных спусках частота вращения коленчатого вала не должна превышать максимально допустимую. 
  10. Во всех режимах движения частоту вращения контролируйте по тахометру. Не допускайте превышения предельной частоты вращения коленчатого вала. Скорость движения на маршруте выбирайте с учетом наиболее экономичного режима работы двигателя — 2000—2200 мин-1. 
  11. При стоянке автомобиля отключите аккумуляторные батареи от системы электрооборудования, нажав кнопку выключения батарей. Кнопку нажимайте кратковременно — не более 2 с. 
  12. Не допускайте движения и длительной стоянки (более 30 минут) самосвала с поднятой платформой 
  13. Не нагружайте платформу, если она не опущена полностью. 
  14. Разгружайте платформу на твердой горизонтальной площадке, ссыпайте груз полностью. При появлении признаков потери боковой устойчивости прекратите разгрузку.
  15. Не ускоряйте разгрузку резкими рывками автомобиля. 
  16. При работе под поднятой платформой обязательно застопорите ее стопорными пальцами.
  17. При выводе автомобиля из колеи не двигайтесь с повернутым в крайнее положение рулевым колесом более 15 с. 

Перед началом движения осмотрите автомобиль КамАЗ и проверьте: 

  • уровень масла в картере; 
  • уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения; 
  • наличие топлива в баках; 
  • наличие жидкости в бачке устройства для обмыва ветровых стекол, при необходимости долейте; 
  • состояние колес и шин; 
  • состояние привода рулевого управления (без применения специального приспособления); 
  • действие приборов освещения и световой сигнализации; 
  • работу стеклоочистителей; 
  • действие рабочей, запасной и стояночной тормозных систем. 

Перед пуском двигателя убедитесь в герметичности всех соединений системы питания воздухом, проверьте целостность воздухопроводов и резиновых патрубков, надежность затяжки хомутов в соединениях деталей от воздухоочистителя к двигателю. 

  1. Масляный радиатор
  2. Для двигателей КамАЗ-7403.10 масляный радиатор должен быть постоянно включен. Для ускорения прогрева двигателя при пуске зимой радиатор следует отключить закрытием крана на корпусе центробежного масляного фильтра. После прогрева двигателя кран откройте. 

    Для двигателей КамАЗ-740.11 роль масляного радиатора выполняет водомасляный теплообменник, установленный на масляном фильтре. Центробежный масляный фильтр не используется. 

    Указания мер безопасности

    1. При пуске двигателя соблюдайте меры предосторожности: вначале убедитесь, что автомобиль КамАЗ заторможен стояночной тормозной системой, а рычаг переключения передач находится в нейтральном положении. 
    2. Перед началом движения убедитесь, что левое и правое запорные устройства кабины закрыты. 
    3. При движении накатом на спусках не выключайте двигатель, так как при этом выключаются гидроусилитель рулевого механизма и компрессор пневмопривода тормозной системы автомобиля. 
    4. Не прогревайте двигатель в закрытых помещениях с плохой вентиляцией. 
    5. Помните, что охлаждающая жидкость ТОСОЛ, применяемая в системе охлаждения двигателя, и жидкость «Нева», применяемая в приводе сцепления, ядовиты, поэтому обращайтесь с ними осторожно. 
    6. Содержите в чистоте и исправности двигатель; замасливание картера двигателя и подтекание топлива могут явиться причиной возникновения пожара. 
    7. Не открывайте пробку расширительного бачка перегретого двигателя, дайте двигателю остыть. 
    8. Не допускайте эксплуатации автомобиля с ослабленным креплением реактивных штанг задней подвески. 
    9. Накачивайте шины после сборки колес в специальном ограждении, предохраняющем от травмирования при случайном выскакивании замочного кольца из канавки обода. При накачивании шин в дорожных условиях положите колесо замочным кольцом вниз. 
    10. Не разбирайте на автомобиле пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер. Разборку проводите в мастерской с использованием специальных приспособлений. 
    11. Не работайте под автомобилем, если он поднят домкратом, без подставки. 
    12. Перед подъемом кабины затормозите автомобиль стояночной тормозной системой, рычаг переключения передач поставьте в нейтральное положение, закройте двери кабины. 
    13. При работе под поднятой кабиной зафиксируйте положение ограничителя подъема кабины предохранительным крюком-защелкой или стопорной шпилькой, если на автомобиле установлен гидроподъемник кабины. 
    14. После опускании кабины убедитесь в том, что предохранительный крюк вошел в зацепление со скобой, надежно закройте правый и левый запоры кабины. 
    15. Для предохранения шин от интенсивного износа соблюдайте величины давления воздуха в шинах в соответствии с требованиями настоящего Руководства. 

    Пуск двигателя

    Пуск двигателя без применения ЭФУ проводите в следующем порядке: 

    1. Установите в нейтральное положение рычаг управления коробкой передач. 
    2. Утопите рукоятку останова двигателя (см. рис. 1). 
    3. Нажмите педаль подачи топлива (см. рис. 1) до упора. 
    4. Включите аккумуляторные батареи автомобиля, нажав кнопку включения аккумуляторных батарей (см. рис. 3) и тут же отпустите ее. Включите приборы, повернув ключ выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение. 
    5. Включите стартер, повернув ключ во второе нефиксированное положение. 
    6. После начала работы двигателя немедленно отпустите ключ выключателя стартера и педаль подачи топлива. 

    Повторно пускать двигатель стартером можно только после одно-двухминутного перерыва. Если после трех попыток двигатель не начнет работать, найдите и устраните неисправность. 

    При пуске горячего двигателя выполнять требование п. 3 настоящего раздела необязательно. 

    Пуск двигателя с применением средств облегчения пуска описан в разделе «Эксплуатация автомобиля в холодный период времени». 

    Останов двигателя. Перед остановом дайте поработать двигателю в течение 1—3 мин без нагрузки со средней частотой вращения коленчатого вала. Уменьшите частоту вращения коленчатого вала до минимальной, после чего вытяните до конца рукоятку останова двигателя и оставьте ее в этом положении. После окончания работы выключите аккумуляторные батареи автомобиля, нажав кнопку дистанционного выключателя. 

    Управление коробкой передач

    Управление коробкой передач КамАЗ. Передачи в коробке передач переключайте рычагом переключения передач (см. рис. 1), расположенным справа от сиденья водителя. 

    Управление тормозными системами

    • Рабочая тормозная система служит для уменьшения скорости движения автомобиля и полной его остановки, управляется привод педалью. 
    • Стояночную тормозную систему включайте на стоянке автомобиля, установив рукоятку крана управления стояночным и запасным тормозами (см. рис. 1) в вертикальное фиксированное положение. При этом срабатывают тормозные механизмы задних колес автомобиля и прицепа. Для выключения стояночной тормозной системы рукоятку установите в горизонтальное фиксированное положение. Включая стояночную тормозную систему, доведите рукоятку вниз до упора, иначе «сожжете» тормозную систему на прицепе. 
    • Запасная тормозная система предназначена для остановки автомобиля в случае выхода из строя рабочей тормозной системы. Управляйте запасной тормозной системой постепенным перемещением рукоятки стояночной тормозной системы. При перемещении рукоятки вверх на треть ее полного хода работает только тормозная система прицепа. Применяя такой способ притормаживания на скользкой дороге, можно избежать «складывания», автопоезда, так как автопоезд при этом идет «врастяжку ». При дальнейшем перемещении рукоятки вверх включается тормозная система автомобиля и увеличивается интенсивность торможения: чем ближе к вертикали, тем сильнее торможение. 
    • Вспомогательную тормозную систему включайте нажатием кнопки вспомогательной тормозной системы (см. рис. 1, раздел Органы управления. оборудование кабины и контрольно измерительные приборы). Пользуйтесь вспомогательной тормозной системой во всех случаях для уменьшения скорости и обязательно — при движении на затяжных спусках во избежание перегрева тормозных механизмов. 

    При необходимости для уменьшения частоты вращения коленчатого вала двигателя притормаживайте автопоезд рабочей тормозной системой. 

    При включенной вспомогательной тормозной системе не выключайте сцепление и не переключайте передачи. 

    Механическое растормаживание стояночной тормозной системы. При отсутствии воздуха в ресиверах стояночной тормозной системы срабатывают пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер задней тележки, и автомобиль затормаживается. Если невозможно наполнить ресиверы сжатым воздухом, то автомобиль можно растормозить механически. Для этого снимите крышки с энергоаккумуляторов тормозных камер заднего и промежуточного мостов и выверните. 

    Рис. 9. Механическое растормаживание стояночной тормозной системы 

    Топливо

    Сливайте отстой из топливных фильтров ежедневно, вывернув пробку топливного фильтра грубой очистки и пробку топливного фильтра тонкой очистки. Прокачайте после слива отстоя для удаления воздуха топливную систему ручным топливоподкачивающим насосом. 

    Во избежание конденсации влаги на стенках топливного бака всегда держите его заполненным топливом. Применяйте топливо, смазку, охлаждающую жидкость в зависимости от наружной температуры в момент пуска двигателя и в соответствии с рекомендациями, приведенными в химмотологической карте. 

    Для эксплуатации дизельных двигателей КамАЗ пригодно топливо, отвечающее следующим нормам: 

    • Европейская норма EN 590; 
    • ASTM D 975(США); 
    • British Standards bs 2869 Class AL (Великобритания). 

     

    • СМАЗКА - При выборе моторного масла определяющей является температура в момент пуска двигателя, а не наивысшая дневная температура в данный период. 
    • ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ - Морозостойкость охлаждающей жидкости зависит от соотношения воды и антифриза ТОСОЛ-А в растворе, которое можно определить по плотности раствора. Новые автомобили КамАЗ заправлены охлаждающей жидкостью с минимальной температурой ее замерзания минус 40°С. Если предполагается, что наружная температура будет ниже, то рекомендуется увеличить концентрацию антифриза в воде. Однако, нельзя применять неразбавленный антифриз (плотность при плюс 20° С — 1,12—1,14 г/см^), так как температура его застывания минус 21°С. При низкой концентрации антифриза в воде (плотность меньше 1,078 г/см3) температура застывания охлаждающей жидкости также повышается, поэтому регулярно проверяйте плотность жидкости в системе охлаждения, двигателя. 
    • Жидкость для обмыва ветровых стекол. Бачок стеклоомывателя заправляйте жидкостью, имеющей пониженную температуру замерзания, например смесь воды с НИИСС-4, в пропорциях, зависящих от наружной температуры. Избегайте применения жидкости НИИСС-4 без разбавления ее водой, так как, попадая на лакокрасочные покрытия кабины, концентрированная жидкость портит их. 

    Рекомендуем
    Рекомендуем
    Позвонить
    info-3 info-2 info rukovodstvo-kamaz stati